Российская Демонстрация Силы в Центральной Азии
Обеспокоенность по поводу безопасности в Центральной Азии обострилась в последнии несколько недель, на границе Кыргызстана и Таджикистана вспыхнул конфликт, Президент Джо Байден приказал американским войскам покинуть Афганистан к Сентябрю 2021 года и регион, в свою очередь, сейчас готовится к реакции Талибана. Несмотря на противоречивые заявления российских официальных лиц по отношению к военному присутствию США в Центральной Азии, Москва решила воспользоваться возможностью, чтобы нарастить свою безопасность.
Министр обороны России Сергей Шойгу недавно совершил поездку по региону и принял участие в заседании Совета Министров Обороны стран-участниц Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Там он критиковал Запад, подчеркивая, что «действия США и НАТО в европейском регионе способствуют росту военной опасности». Несколькими неделями позже, 19 мая, министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Душанбе, чтобы встретиться со своими коллегами-министрами иностранных дел из стран ОДКБ.
В ходе своего визита в Душанбе, Шойгу провел переговоры со своим таджикским коллегой Шерали Мирзо. В результате министры заявили о создании единой системы противовоздушной обороны между Россией и Таджикистаном. С 2009 года Москва пытается интегрировать системы ПВО России и ряда бывших советских республик, подписывая сделки с Беларусью, Казахстаном и Арменией. На данный момент продолжаются переговоры с Кыргызстаном о создании подобной системы. Шойгу также упомянул, что Россия готова увеличить количество мест для таджикских военнослужащих в российских военных университетах, и намекнул, что таджикские военные будут продолжать участвовать в учениях под руководством России, таких как Запад-2021, запланированные на сентябрь. Он отметил, что 500 военнослужащих в настоящее время проходят курсы в России, а еще 1000 проходят обучение на базе 201-й российской мотострелковой дивизии в Таджикистане.
После Таджикистана Шойгу посетил Узбекистан, где провел переговоры с министром обороны Узбекистана Баходиром Курбановым. Шойгу подчеркнул, что Узбекистан является стратегическим партнером России в Центральной Азии. Разработка программ обучения является приоритетом для обеих сторон, что подчеркивается в программе стратегического партнерства между Россией и Узбекистаном в военной области на 2021-2025 годы, которая была обнародована во время визита. Это первое соглашение такого рода, подписанное между двумя странами. «Его реализация позволит придать сотрудничеству более системный характер, вывести его на уровень, соответствующий духу наших особых отношений», – сказал Шойгу.
Узбекистан традиционно держал Москву на расстоянии вытянутой руки, дважды вступая и выходя из ОДКБ в 1999 и 2012 годах. Однако после подписания в 2016 году соглашения «О развитии военно-технического сотрудничества» между двумя странами укрепились военные связи. На данный момент возвращение в ОДКБ не стоит на повестке дня, но оно может снова стать актуально, если ситуация в Афганистане ухудшится. Несмотря на то, что Узбекистан не является членом ОДКБ, Россия продолжает реализовывать 12 контрактов снабжения, в рамках которых, Ташкент получает новые радиолокационные системы, истребители Су-30СМ и ударные вертолеты Ми-35М. Еще один крупный контракт регулирует поэтапную поставку крупной партии российских бронетранспортеров K53949 Typhoon. С 2016 года Узбекистан получает всю военную продукцию из Российской Федерации по внутрироссийским ценам, являясь единственной страной в СНГ, не входящей в ОДКБ и Евразийский Экономический Союз, которая имеет такую привилегию. Более тесная интеграция отражается в производстве российских грузовиков «Урал» с колесной формулой 4×4 и 6×6 на базе ООО «MS RemTex» в Ташкенте.
По мнению российских СМИ и экспертов, основной причиной визитов Шойгу в Таджикистан и Узбекистан является возможная эскалация насильственных инцидентов в Средней Азии на фоне решения Вашингтона о выводе войск из Афганистана. Эксперты обратили внимание на то, что вооруженные формирования Талибана и ИГИЛ уже активизировали нападения на правительственные войска и представителей афганского правительства, есть сообщения о громких террористических актах, например, в провинциях Логар, Забул и в Кабул. По сообщениям российских СМИ, эскалация угроз и вызовов, исходящих из Афганистана, создает поводы для беспокойства для членов Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). В этой связи военное руководство стран ОДКБ на встрече в Душанбе заявило о необходимости консолидации усилий для защиты как национальных, так и коллективных интересов членов организации. В частности, речь шла об улучшении механизмов принятия решений, способствующих оперативному реагированию на угрозы и вызовы, связанные с Афганистаном. Однако внутри альянса есть несколько проблем, например, недовольство Еревана непричастностью ОДКБ к недавнему карабахскому конфликту и недавним военным столкновениям между Таджикистаном и Кыргызстаном. Пока Россия продолжает активно патрулировать таджикскую границу, Узбекистан и Туркменистан ревностно охраняют свой суверенитет от посягательств России. Но несмотря на это, есть сообщения, что Россия предоставляет военных советников, а в некоторых случаях даже небольшие отряды для туркменских пограничников.
Через три недели после визита Шойгу министр иностранных дел России находился в Душанбе. На встрече внешнеполитических ведомств России и Таджикистана Лавров заявил, что Душанбе разделяет мнение о том, что 201-я российская военная база является важным фактором стабильности в Центральной Азии. По словам Лаврова, Россия и Таджикистан в ближайшее время подпишут межправительственное соглашение, в соответствии с которым Российская Федерация окажет содействие в строительстве современного пограничного поста на таджикско-афганской границе. По данным «Коммерсанта», он напомнил таджикской стороне, какие выгоды она может получить от участия в другом интеграционном проекте, продвигаемом Россией – Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС). По словам главы внешнеполитического ведомства Таджикистана, визит президента Путина в Таджикистан запланирован на вторую половину сентября. Всего в ходе визита Путина будет подписано около 40 документов.
С одной стороны, вывод войск США дает России возможность усилить свою роль в безопасности Центральной Азии. Предоставляя больше гарантий безопасности, требуя от республик Центральной Азии более твердой про-московской позиции и экономической и внешнеполитической ориентации. Более того, гарантии безопасности, предоставленные Москвой, вероятно, должны будут принести экономическую выгоду и России.
Нурлан Алиев – эксперт по международной безопасности. Его область исследований в первую очередь сосредоточена на внешней политике и политике безопасности России, Арктике, постсоветских странах, стратегических исследованиях и асимметричной войне. Он имеет докторскую степень в философии и безопасности. Преподает университете Экономики и Гуманитарных Наук в Варшаве. Подписывайтесь на него в Twitter @anurlan