«Неохотная» Декоммунизация? Судьба Памятников Ленину в Постсоветском Казахстане
Бюсты Ленина в г. Семей. Источник фото: Account.Travel
В декабре 2014 года толпа снесла гранитного Ленина с его пьедестала в центре Киева, положив начало тому, что позже стало известно как «Ленинопад». К 2017 году 1320 статуй Ленина было демонтировано на территории, контролируемой киевским правительством, в рамках кампании декоммунизации в стране.
Попытки разобраться с навязчивым призраком советского прошлого предпринимались не только Украиной, но и другими постсоветскими республиками, включая Казахстан. Однако, стремление к декоммунизация в этой стране было не столь ярко выраженным, а темп кампании выдался довольно постепенным. С почти 160 сохранившимися памятниками (по состоянию на 2017 год), Казахстан занимает четвертое место после России, Беларуси и Украины на постсоветском пространстве по количеству «Лениных» на своей территории. Неудивительно, что значительная часть этих памятников в Казахстане находится в граничащей с Россией северной части страны. Согласно списку опубликованному Tengri News, 84% из оставшихся в стране памятников Ленину сосредоточены в четырех северных областях: Акмолинской (49), Павлодарской (43), Северо-Казахстанской (24) и Костанайской (17).
Распределение памятников Ленину по регионам Казахстана.
Можно подумать, что подобная «неохотная» декоммунизация свидетельствует о глубоко укоренившемся советском наследии в Казахстане. Однако медленный темп кампании и ее слабая заметность представляют собой продуманную стратегию местных властей, которые стремятся уловить хрупкий баланс между построением национальной идентичности и сохранением благоприятных отношений с Россией.
«От ядра к периферии»
По последним имеющимся данным, с 1991 года в Казахстане была снесена 341 статуя Ленина. Примечательно, что наряду с демонтажем, власти Казахстана нередко прибегали к стратегии «вытеснения и замещения». Эта стратегия подразумевает собой перенос памятников Ленину из центральных районов городов в менее заметные местности, и их дальнейшее замещение памятниками национальным героям. Политические издержки такой стратегии минимальны, а власти получают возможность лишать ленинские статуи их уникального статуса, при этом освобождая место для новых монументов.
Например, в Алматы памятник Ленину был убран с центра города, уступив место монументу, посвященному героям Великой Отечественной Войны – Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой. Памятник советскому лидеру перенесли на площадь в отдаленной части города и исключили из списка культурных объектов, охраняемых государством в 2011 году, так же как и другой памятник Ленину у вокзала «Алматы-1».
Учитывая геополитические реалии Казахстана, любая демонстративная «атака» на памятники Ленина чревата высокими политическими издержками. Наличие значительной доли этнически русского населения (чуть более 18% от всего населения) в сочетании с тесными культурными, политическими и экономическими связями с Россией увеличивают риски открытого подавления советского наследия.
«Лениносборники»
Наряду со смещением к периферии, многие статуи Ленина также оказались собраны в кучу в определенных местах, представляя собой «Лениносборники». В городе Семей власти торжественно объявили об открытии целой аллеи коммунистических статуй, в том числе нескольких памятников Ленину, привезенных из разных кварталов города для украшения его центра. Еще более поразительно то, что в небольшом промышленном городке Аксу (Павлодарская область) находится рекордное по масштабам страны сборище памятников Ленину. В центральном парке Аксу, помимо множества скульптур советских времен, находятся семь бюстов и два памятника основателю Советского Союза.
Но подобные «коммунистические святилища» далеко не обязательно символизируют дань уважения советскому прошлому. Ленинские парки во многих городах находятся в относительно заброшенном состоянии. Примером этому служат бюсты Ленина, расположенные в Аксу (см. Рис. 2). Обветшавшие и покрытые белыми пятнами из-за выветривания, эти почти полувековые памятники подают мало признаков того, что о них заботятся. Такие «коммунистические святилища» больше похожи на формальность, призванную задобрить местных коммунистов или произвести впечатление о том, что тут чтят советское прошлое.
Бюсты Ленина в Аксу. Источник: Leninstatues.ru
Публичный дискурс вокруг памятников Ленину
Декоммунизация является довольно чувствительной и спорной темой в Казахстане. Неудивительно, что общественность по-прежнему разделена в мнениях о памятниках Ленину в стране. В то время как некоторые националистически настроенные группы выступают за полное избавление от советского наследия, другие считают, что советское прошлое является неотъемлемой частью истории Казахстана. На своей странице в Facebook житель Талдыкоргана Алмасбек Садырбаев выразил возмущение коммунистической аллеей в Аксу, назвав памятники советской эпохи «изваяниями дьяволов». На другой стороне спектра – жители Аксу – как молодежь, так и пожилые люди, которые считают, что аллея должна быть сохранена в связи со своей исторической значимостью.
Между тем, официальные лица проявляют особую осторожность при обсуждении советского наследия. На публичном политическом поприще попытки осудить фигуру отца-основателя Советского Союза крайне незаметны. Однажды экс-депутат Мажилиса и коммунист Владислав Косарев назвал снос памятника Ленину в столице «варварским актом», пожаловавшись на то, что коммунистам не предоставляют ни возможности восстановить памятник «вождю», ни места для установки нового. В ответ тогдашний министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы признал необходимость сохранения таких памятников, и, даже призвал общественность возложить цветы к памятнику Ленину в Алматы в день рождения советского лидера.
Заключение
В Казахстане идет постепенная декоммунизация. Правительство старается удерживать баланс между построением национальной идентичности и внешнеполитическими целями. В результате власти избрали выигрышную стратегию, подразумевающую собой перемещение памятников советской эпохи в «периферийные» местности и их последующее замещение национальными памятниками в рамках процесса построения нации. В ближайшем будущем, такого рода осторожное политическое маневрирование вряд ли вызовет серьезное недовольство у населения. Однако стоит помнить, что политика идентичности в Казахстане – это довольно чувствительный и сложный вопрос. В поиске определения национальной идентичности современных казахстанцев, публичный дискурс нередко превращается в поле для спора между людьми, испытывающими ностальгию по советскому прошлому, и теми, кто хочет скорее провозгласить: «Прощай, Ленин!»
Аружан Меирханова оканчивает Назарбаев Университет со степенью бакалавра искусств в политических науках и международных отношениях. Мнения, высказанные в этой статье, не отражают точку зрения Назарбаев Университета.