Молодежь, Социальные Сети и Трансформация Душанбе
Столица Таджикистана, Душанбе, трансформируется стремительным темпом. Когда-то тихий городок, известный своим зеленым покровом, Душанбе сегодня стремится создать современный облик столицы страны в поисках своей идентичности. Улицы города когда-то были гордостью советских архитекторов, присланных из Ленинграда и Москвы; теперь же они усеяны стеклянными высотками и грандиозными административными зданиями, построенными на деньги Китая и Саудовской Аравией. Цена этой трансформации – уничтожение советского прошлого Душанбе, потеря родных домов и воспоминаний жителей.
Хотя эта трансформация не уникальна для Таджикистана и может быть замечена в западных городах, принявших неолиберальную политику, таких как Ванкувер, Сиэтл, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Лондон, и в странах Глобального Юга, это явление ново для Душанбе и началось всего шесть лет назад.
В своем знаменитом эссе «Право на город» Дэвид Харви предположил, что «требовать право на город – значит претендовать на какую-то власть над процессами урбанизации, над способами, которыми наши города создаются и переделываются, и делать это фундаментальным и радикальным образом». Хотя у молодых людей Душанбе нет значимых механизмов для отстаивания своего права на город, они находят неформальные способы, начиная от документирования изменений до оспаривания и обсуждения нарративов вокруг постсоветского преобразования Душанбе на своих страницах в социальных сетях. Таким образом, городское развитие стало одной из многих важных социальных проблем, анализируемых с помощью цифровых методов повествования. От цифровой бдительности против недостатков в правоохранительной деятельности до феминистского активизма, борющегося с патриархатом в Таджикистане, эта тенденция отражает как возраст молодых людей, так и характер местного рынка телекоммуникаций, где мобильные Интернет довольно дорогой, но провайдеры сотовых услуг часто включают бесплатные Интернет-пакеты для использования конкретных социальных сетей.
Азиза Косимова, 21-летняя общественная активистка, обратилась к социальным сетям, чтобы разобраться в тех изменениях, которые произошли в ее быстро развивающемся родном городе после сноса дома ее детства. Ее проект «Юность в Душанбе» направлен на ознакомление молодежи с историей и культурой города. Большая часть работ Косимовой сосредоточена на последних сохранившихся знаковых советских зданиях города, таких как голубое здание театра Лохути 1929 года – первого театра в Советском Таджикистане – и Чайхана Рохат, здание 1958 года, которое Аверелл Гарриман, Заместитель Государственного Секретаря Джона Ф. Кеннеди, назвал «самой оригинальной чайной в мире» во время своего визита в 1959 году.
Юность в Душанбе предлагает сочетание живых презентаций, интервью, фотографий, и видео, некоторые из которых имеют более 22 тысяч просмотров. Косимова критикует СМИ в Таджикистане за неэффективность в предоставлении людям платформы для содержательного обсуждения изменений в Душанбе. «Людям нужно высказываться, но у нас нет независимой платформы». Она считает, что проекты в социальных сетях, подобные ее проекту, важны, поскольку они позволяют людям разных поколений высказывать свое мнение.
Манзура Муинова, 31-летняя архитектор и дизайнер интерьеров, использует свой аккаунт в Инстаграме для обсуждения архитектуры и дизайна новых зданий и их соответствие стилю Душанбе. В своих публичных размышлениях о, казалось бы, эклектичных изменениях в Душанбе, Муинова сравнивает свой родной город с подростком, который примеряет много разных предметов одежды в поисках своего неповторимого стиля.
Инстаграм-аккаунт «Душанбе» Аминджона Хайдарова, посвященный фото- и видео-документированию города, собрал более 19 тысяч подписчиков – относительно скромное число для Инстаграма в целом, но значительное для всего 554 тысяч активных пользователей этой соцсети в Таджикистане. На странице можно найти меняющиеся улицы Душанбе и противопоставление новой архитектуры и многоэтажек историческим кадрам города. Отказываясь подчеркивать только гламурную сторону трансформации и будучи честным в отражении подлинности повседневной жизни душанбинцев, аккаут Хайдарова является редким примером сочетания ностальгии по старому Душанбе и открытости к переменам.
Другой аккаунт в Инстаграме, «urbandushanbe», посвящен «чудесной эпохе быстрой урбанизации Душанбе» и предлагает фотографии стильных молодых людей на улицах города и в известных местах, старых и новых.
Еще неизвестно, насколько эффективными будут усилия молодежи в социальных сетях, особенно учитывая новую критику в адрес алгоритмов социальных сетей, влияния социальных сетей на демократию, и дискуссий вокруг диванного активизма и кликтивизма. Хотя социальные сети в Таджикистане относительно свободны от государственной цензуры, люди не всегда готовы открыто делиться своими взглядами и опытом. Косимова вспоминает, как обращалась к людям с просьбой принять участие в ее проекте в социальных сетях и сталкивалась с недоверием со стороны своих респондентов по поводу появления в ее цифровых материалах. «Есть самоцензура. Люди не понимают [социальные сети]. Люди боятся », – говорит Косимова.
Блогер и активист в социальных сетях Тимур Темирханов делится опытом своих одногородцев, которые пытались организовать общественное обсуждение, чтобы повлиять на городское развитие. Они отправляли письма властям, писали статьи в газетах, и высказывались в социальных сетях, но Темирханов признает, что эти усилия по-прежнему отвергаются и игнорируются лицами, принимающими решения. «Всё, что мы [молодые люди], можем,так это только плакать и выкладывать фотографии старого Душанбе в социальных сетях», – говорит он.
Шер Хашимов – независимый журналист и исследователь из Таджикистана, базирующийся в Вашингтоне, округ Колумбия, США. В своей работе он исследует социальные и культурные проблемы и проблемы идентичности в постсоветской Центральной Азии. Следите за ним в Твиттере на @sher_khashimov.
Тахмина Иноятова – докторский кандидат в Университете Саймона Фрейзера в Ванкувере, Канада. Ее исследовательские интересы включают пересечение медиа, городского пространства, культуры, идентичности и власти с фокусом на ее родную страну Таджикистан и регион Центральной Азии. Следите за ней в Твиттере на @TahminaIn.