Келинизм в Кыргызстане: Права Женщин против Традиционных Ценностей
В традиционном кочевом обществе невестки кыргызского народа именовались «Келин». Келин должна была уметь произвести хорошее впечатление на свою новоиспечённую семью, порой попытки сделать это доходили до эксплуатации самой Келин. Однако, даже после десятилетий советской урбанизации и суровой социальной реконструкции, кыргызские девушки и по сей день остаются угнетенными.
Хотя значение слова «Келин» еще не нашло своего точного определения, обычно оно относится к недавно вышедшей замуж женщине, которая только что переехала в семейный дом своего мужа. Зачастую тихо подчиняясь, она обязана выполнять работу по дому, убираться, готовить, ухаживать за детьми, почитать и никогда не противоречить своей новой семье. Как правило, Келин занимает самый низкий ранг в семье, и для того, чтобы выйти из дома или навестить кого-то за его пределами, она должна получить разрешение свекрови или мужа. В отдаленных районах Кыргызстана молодой Келин может быть запрещено носить современную одежду или иметь собственный мобильный телефон.
Сегодня келинизм ярко отражает вторичный статус женщины в Кыргызстане. Во многих случаях, особенно в сельских местностях, девушки выходят замуж не по собственному желанию. Решение обычно принимается родителями или посредством актов принуждения, таких как ала качуу (похищение невесты).
В худшем случае, келинизм – это не что иное, как рабство и узаконенное домашнее насилие. В недавно опубликованном видео в интернете, молодая женщина рассказывает историю о том, как ее партнер избивал ее, в то время как свекровь стояла рядом и уверяла, что это было для ее же блага. Эта история отличается своей публичностью, подавляющее большинство Келин выбирают не говорить о таких вещах, считая чрезмерную гласность признаком бесчестия по отношению к своей семье. Но этот случай затронул темы общественного негодования, которые могут иметь трагические последствия. Так, в 2017 году молодая женщина из Оша обезглавила свою свекровь после того, как перенесла похожее жестокое обращение.
Келин также может быть унижена и другими своими новоиспеченными родственниками, включая золовку, которая может эксплуатировать ее труд, или же деверем, который может плохо обращаться или даже применять силу по отношению к ней. Данные за предыдущие годы показывают, что почти половина кыргызских невесток (45%) подвергались систематическому физическому или психологическому насилию со стороны родственников своего партнера.
По всей Центральной Азии, слоган «Келинизм – это рабство» становится все более популярным как ведущий девиз феминистского движения. Кыргызстан, а за ним и Казахстан, стал первым государством в Центральной Азии, которое с 2016 года проводит Марши Солидарности в поддержку прав женщин, несмотря на то, что такие инициативы часто подвергаются критике и даже насильственно прерываются. Наряду с маршами, фестивали искусства, такие как Feminale, также пытаются привлечь внимание к жестокому обращению по отношению к молодым женщинам в обществе.
Осведомленность общественности жизненно важна для решения проблем, связанных с келинизмом. Действительно, незнание своих прав, финансовая зависимость и низкий уровень образования женщин являются основными причинами насилия и плохого обращения. Для улучшения их положения необходимо сделать упор на качественное образование и даже просвещение семей по вопросам прав женщин. С правовой точки зрения, образовательные кампании должны подчеркивать важность Закона 2017 года «Об Охране и Защите от Семейного Насилия». Закон устанавливает меры по защите жертв от домашнего насилия, охватывающие не только физическое, но и психологическое, и даже экономическое насилие. Кроме того, Закон обязует милицию издавать охранные судебные приказы и регистрировать жалобы на домашнее насилие не только от жертвы, но и от любого, кто пожелает сообщить о нем. Это положение подчеркивает важность вмешательства семьи самой невесты.
Помимо горячих линий и онлайн-платформ, большую помощь жертвам домашнего насилия оказывают кризисные центры, которые поддерживаются международными организациями, такими как ООН и Агентство США по Международному Развитию (USAID). Они предоставляют психологические, медицинские и юридические консультации жертвам домашнего насилия и обеспечивают временными «безопасными местами» женщин и детей, подвергшихся насилию. Кризисные центры считаются единственной структурой, которая вызывает доверие у жертв домашнего насилия и оказывает им реальную помощь. Однако такие организации часто страдают от нехватки финансовых и человеческих ресурсов: в Кыргызстане 15 негосударственных кризисных центров, и только два из них могут предоставить убежище. Это говорит о том, что правительство должно более тесно сотрудничать и предоставлять финансовую поддержку таким центрам, а также другим организациям, которые способствуют более эффективному реагированию на нарушения прав женщин.
Обнадеживает то, что гражданское общество начало все больше обращать внимания на продолжающееся насилие над женщинами в Кыргызстане. В течение нескольких лет ежегодный мирный марш за права женщин 8 марта с демонстрацией таких лозунгов, как «Разливать чай – не обязанность жены», служит в качестве движущей силы для обсуждения прав и возможностей женщин. В то же время, значимая часть кыргызского общества считает подобные движения угрозой национальным традициям. Сегодня миссия любого традиционного общества должна заключаться в разумном подходе к соблюдению традиций, уделяя больше внимания тем традициям, которые имеют глубокий смысл и могут внести вклад в благополучие народа, а не навредить ему.
Асылай Акишева – докторант Юридического Факультета Университета Коч в Турции. Ее исследования посвящены гендерным вопросам и праву. Подписывайтесь на нее в Twitter @Asylai_Akisheva