Афганистан при талибах: современная ситуация и ее влияние на Таджикистан
Афганистан при талибах: современная ситуация и ее влияние на Таджикистан
М.Олимов, профессор
Таджикский национальный университет
Аннотация
Катастрофическая ситуация в Афганистане определила направления афганской политики Таджикистана – это укрепление границ, систем безопасности и обороны с привлечением ресурсов России, ОДКБ и Китая.
Ключевые слова: Афганистан, Талибан, внешняя политика Таджикистана, общественное мнение, безопасность.
Введение
Спустя шесть месяцев возвращения талибов к власти в Кабуле (15 августа 2021 г.) ситуацию в стране по-прежнему характеризуют хаос, паралич государственной власти, обострение всех противоречий, накопленных за годы внешней оккупации, сначала войсками бывшего СССР, затем после краткого правления талибов, американской (западной) коалицией.
После прихода талибов страна погрузилась в тяжелейший кризис. Только за последние полгода половина предприятий закрылась из-за недостатка сырья, дефицита электроэнергии, нехватки ликвидности. Число безработных выросло на полмиллиона человек. Падение ВВП составило 20 процентов. При этом продолжает расти производство наркотиков, а преступность достигла беспрецедентного размаха. По данным ООН, 95 процентов жителей не имеют достаточного питания, а 23 млн афганцев голодают. (UN News 2022). В наиболее тяжелом положении находятся внутренние перемещенные лица. За последние месяцы их число увеличилось с 2,8 до 3,5 млн человек. Продажа детей стала обычной практикой в лагерях беженцев. (Радио Озоди 31.01.2022). Закрылись 2300 медучреждений, что угрожает распространением тяжелейших инфекций. ФАО назвала ситуацию в Афганистане “самым страшным гуманитарным кризисом на Земле”. (Радио Озоди 31.01. 2022). Может ли страна справиться с нарастающими проблемами, способны ли получившие власть талибы объединить и восстановить Афганистан? Сделает это какая-либо другая политическая сила или эта страна окончательно превратится в территорию хаоса и несчастья? Эти вопросы волнуют соседние страны, в том числе Таджикистан, который должен сформировать политику на афганском направлении, оценив современную ситуацию и ее перспективы.
Афганистан сегодня
До конца неизвестны причины почти бескровного и молниеносного захвата власти талибами по всему Афганистану. Соответственно в афганском обществе множатся мифы, которые разделяют народности, религиозные и социальные группы, и не дают им начать переустройство нового Афганистана. Большим препятствием в восстановлении страны является разрушение социальной ткани афганского общества из-за негативного внешнего воздействия, развития наркоэкономики и всеобъемлющей коррупции.
С приходом талибов почти вся афганская элита, сформированная модернистами 70-80-х годов ХХ в. и первых двух десятилетий ХХI века, была фактически устранена, бежала за пределы страны или деградировала. В августе 2021 года в один момент почти все лидеры общеафганского и регионального масштаба потеряли свои вооруженные формирования, свой имидж, влияние и сторонников. В настоящее время нет ни одного из старых политических лидеров, который мог бы возглавить реально значимое политическое движение, включая находящихся в Кабуле под присмотром талибов экс-президента Хамида Карзая и его «вечного» оппонента и соратника Абдуллу Абдуллу. Другие экс-политики и лидеры (Исмаил-хан, маршал Абдуррашид Достум, Атто Мухаммад Нур, братья покойного Ахмад Шаха Масъуда – Ахмад Зия и Ахмад Вали, Салохиддин Раббани, Латиф Пидром и др.) успели покинуть Афганистан и находятся в соседних странах. Вероятно, уже весной некоторые из них попытаются вступить в новую схватку за власть, однако их перспективы неопределенны.
В то же время продолжает действовать Фронт национального сопротивления (ФНС) во главе с сыном покойного главы “Северного альянса” Ахмадом Масудом и экс-вице-президентом Амруллой Салехом. Оплотом восстания против талибов стали таджики Панджшерского ущелья, хотя отряды ФНС действуют и в других провинциях, включая Баглан, Тахар, Саманган, Бадахшан. По некоторым данным, в его рядах состоят 10 тыс. бойцов. (INTERFAX.RU, 09.11.2021). Несмотря на региональный характер, ФСН пользуется широкой поддержкой выходцев из Северного и Центрального Афганистана и в целом в Северном Афганистане, являясь наследником Северного альянса.
Неоднородность, региональные и религиозные противоречия свойственны и талибам Афганистана.(Stanradar, 19.02.2022). Последние годы “Талибан” был фактически разделен на две фракции. Одну возглавляет Мухаммад Якуб – сын Муллы Омара, основателя движения, а другую – глава группировки “Сеть Хаккани” Сираджуддин Хаккани. В ходе боевых действий они распределили сферы влияния, причем фракции Якуба досталось 13 провинций, а Хаккани – 21 регион, включая Кабул. Теперь каждый из них укрепляет свои позиции. Под эгидой первого создан спецкомитет по реорганизации армии, объявлено о формировании “преданных и дисциплинированных” вооруженных сил численностью до 150 тыс. человек. В свою очередь Хаккани провозгласил создание 40-тысячного полицейского корпуса. Отношения между этими двумя группировками сложные и конфликтные. Об этом свидетельствуют бои между отдельными талибскими отрядами, а также двойственная позиция талибов по отношению к «Исламскому государству» – иногда они конфликтуют с отрядами ИГ, а иногда сотрудничают и вступают в альянсы. (Центразия. Ру. 30.08.2021). Практика показывает, что декларации талибов о борьбе с ИГ это только способ получить легитимацию и доступ к финансам.
Талибы стоят перед непосильной для них задачей создания нового государства Исламский Эмират Афганистана на базе объединения множества народностей, племен и религиозных групп Афганистана. Обещания талибов о создании широкой коалиции этнических групп и направлений Ислама остались пустыми словами. Талибы проводят репрессии по отношению к таджикам, хазарейцам, узбекам, туркменам (Stanradar, 19.02.2022). Растет межэтническое напряжение, так же как и конфликты между сторонниками различных направлений Ислама. Об этом свидетельствуют талибские репрессии по отношению к шиитам (Коткина, 2022). В результате будущее нового талибского Афганистана туманно: талибам вряд ли удастся собственными усилиями восстановить страну при крайне скудных интеллектуальных и кадровых ресурсах и при политике репрессий по отношению к этническим и религиозным группам. (Строкань, 2021).
Страхи и опасения в Таджикистане относительно Афганистан
В Таджикистане считают, что в настоящее время Афганистан является непредсказуемой страной, представляющей растущую угрозу соседним странам. Все это заставляет Таджикистан, который имеет почти 1400 км границ с Афганистаном, очень внимательно относиться к афганскому фактору. Об этом думает не только политическое руководство страны, но и обычные люди. Анализ общественного мнения[1] показывает, что мифология вокруг Афганистана уже сложилась. Ключевой вопрос, который беспокоит таджикистанцев: как случилось, что талибы получили власть над страной почти без сопротивления? Доминирует мнение, что это был тщательно подготовленный план. В нем участвовали большие люди, большие деньги, было много предательства и лжи. Существуют различные мнения относительно того, кто организовал и финансировал передачу Афганистана под власть талибов. Некоторые называют коллективный Запад в целом, некоторые – США, другие отмечают роль арабских монархий. Практически все указывают на Пакистан и его спецслужбы. Главная цель проекта – организация большой «серой зоны» наподобие Ирака и Сирии, которая нацелена на переформатирование Евразии. Согласно материалам интервью с местными экспертами, они считают, что уже сейчас в ЦА меняется состав и соотношение ключевых центров силы. Известно, что Пакистан является ключевым союзником талибов, поэтому захват талибами приграничных с Таджикистаном провинций рассматривается, как небывалый в современной истории выход Пакистана на берега Амударьи. Соответственно усложняются отношения с Индией, растут масштабы наркотрафика из Афганистана, множатся конфликты – афгано-пакистанский след можно найти и в таджикско-киргизском пограничном конфликте, и в событиях в Казахстане. Так что Центральной Азии угрожает реальная опасность стать зоной опасности, терроризма и ужасных эпидемий.
Серьезной проблемой является поддержка талибами исламских экстремистских движений в Таджикистане, а также агрессия пуштунов по отношению к непуштунскому населению Северного Афганистана. Таджики по обе стороны таджикско-афганской границы требуют от правительства Таджикистана принять меры по защите таджикоязычного населения и ожидают неминуемого вторжения талибов на территорию Таджикистана (Ахмади, 2021). Эти ожидания основаны на реальных фактах. (Фируз, 2022). По словам президента Эмомали Рахмона в районе таджикско-афганской границы расположены более сорока военных лагерей талибов и свыше 6 тыс. экстремистов (EurAsia Daily, 24.09.2021).
Масло в огонь подливают жесткие высказывания руководства талибов, направленные против Таджикистана. Недавно они потребовали от Ташкента и Душанбе в ультимативной форме вернуть авиацию, на которой пилоты бывшей правительственной армии бежали из Афганистана. Завуалированной угрозой являются советы талибов по урегулированию таджикско-киргизского пограничного конфликта (Азия плюс, 13.02.2022).
Политика Таджикистана на афганском направлении.
По-прежнему Таджикистан считает, что в Афганистане должно быть сформировано инклюзивное правительство с представительством всех этнических групп, включая таджиков. (Фируз, Юсуфи, 2022). В ответ талибы указывают, что у них есть два-три этнических таджика и узбека в правительстве и требуют невмешательства в их дела. В то же время Таджикистан готов открыть мосты и пограничные переходы для оказания международной гуманитарной помощи афганскому народу, который находится в условиях тяжелейшего кризиса.
В настоящее время Таджикистан вынужден всемерно укреплять системы безопасности и обороны, привлекая ресурсы России, ОДКБ и Китая. Так, Таджикистан предлагает создать «Пояс безопасности» вдоль границы с Афганистаном (Хакимов, 2022). В настоящее время завершается процесс согласования Целевой межгосударственной программы по укреплению таджикско-афганского участка государственной границы в рамках ОДКБ.
При этом экономические связи между Таджикистаном и Афганистаном сохраняются и даже растут в основном за счет поставок таджикской электроэнергии. (Радио Озоди, 5.02.2022) .Большую проблему представляют афганские беженцы. Правительство РТ признает необходимость принять людей, бегущих от смерти, и в то же время опасается просачивания джихадистов на свою территорию. По официальным данным в Таджикистане находится около 15 тыс. афганских беженцев. (Зарифи, 2022).
Заключение
Поддержка талибами исламских экстремистских движений в Таджикистане, дискриминация непуштунского и, прежде всего, персоязычного населения Афганистана (таджиков и хазарейцев), нарастание хаоса и неспособность талибов восстановить управление в стране, заставляют соседний Таджикистан с большой осторожностью формировать политику на афганском направлении. В целом, отношение Таджикистана к Афганистану и дальше будет сосредоточено на безопасности, укреплении границ и наращивании сотрудничества с другими странами в сфере безопасности, обороны и гуманитарной помощи народу Афганистана.
Библиография
Afghanistan: 500,000 jobs lost since Taliban takeover. UN News (19. 01. 2022) https://news.un.org/en/story/2022/01/1110052
Афган-партизаны сколачивают свой “Фронт” и обещают талибам несладкую жизнь. INTERFAX.RU (09.11.2021) https://centrasia.org/newsA.php?st=1636464840
Ахмади Мумин, «Ансоруллах» готовит нападение на Таджикистан. Таджикские силовики переведены в режим повышенной готовности. Радио Озоди, (24. 02. 2021), https://rus.ozodi.org/a/31476419.html
«Барки точик»: в Афганистан в прошлом году было экспортировано электроэнергии на сумму $56 млн Радио Озоди, (31. 01. 2022), https://rus.ozodi.org/a/31680091.html
Бойцы группировки “Талибан” патрулируют рынок в Старом Кабуле. Радио Озоди, (18. 09. 2021), https://rus.ozodi.org/a/chem-situaciya-v-afghanistane-grozit-stranam-centralnoi-azii/31465757.html
Зарифи Алишер, Барот Юсуфи, «Барки точик»: в Афганистан в прошлом году было экспортировано электроэнергии на сумму $56 млн., (31. 01. 2022) https://rus.ozodi.org/a/31680091.html
Зарифи Алишер. Таджикско-афганская граница на замке, но для потенциальных беженцев строят лагеря. Радио Озоди (10. 02. 2022) https://rus.ozodi.org/a/31695773.html
Коткина Оксана. Самая длинная ночь. Повседневная жизнь при талибах в Афганистане. Радио Озоди, (22. 01. 2022) https://rus.ozodi.org/a/samaya-dlinnaya-noch-povsednevnaya-zhizn-pri-talibah-v-afganistane/31666365.html
ООН: талибы убили более сотни сторонников бывшего афганского правительства. Радио Озоди (31. 01. 2022) https://rus.ozodi.org/a/31679110.html
Полгода правления талибов: отчаявшиеся афганцы начали продавать себя на органы.Stanradar. (19. 02. 2022) https://stanradar.com/news/full/48700-polgoda-pravlenija-talibov-otchajavshiesja-afgantsy-nachali-prodavat-sebja-na-organy.html?fbclid=IwAR2ZLH0QDc4_EFAKfrbw09CjdSwtMR5mZ8gjigJMdbr9YZDJBPlXHqg67Dc
Страны ШОС и ОДКБ согласуют позицию по Афганистану. Центразия.ру. (10. 09. 2021) https://centrasia.org/newsA.php?st=1631223180
Строкань Сергей . Хождение по муллам. В Кабуле укрепляется власть талибов, – Коммерсантъ (05. 10. 2021) https://www.kommersant.ru/doc/5018690
Таджикистан и правительство Талибан: от непризнания до экспорта электроэнергии. Радио Озоди (5. 02. 2022), https://rus.ozodi.org/a/31688009.html
“Талибан” обвиняют в захвате земель этнических узбеков и туркменов в Северном Афганистане. Центразия.ру. (12. 12. 2021) https://centrasia.org/newsA.php?st=1639307580
«Талибан» делает намёки Душанбе и Бишкеку. Азия плюс, (13.02.2022) https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/politics/20220213/taliban-delaet-namyoki-dushanbe-i-bishkeku
“Талибан” между молотом и наковальней. Центразия. Ру. (15. 11. 2021) https://centrasia.org/newsA.php?st=1636966620
Талибы обвинили Таджикистан во вмешательстве в дела Афганистана РИА Новости (26. 09. 2021) https://ria.ru/20210926/tadzhikistan-1751870494.html
Талибы пока не стали полновластными хозяевами Афганистана, Центразия.ру (19. 08. 2021) https://centrasia.org/newsA.php?st=1629365040
Фируз Искандар. Талибы направят на север Афганистана 10 тысяч боевиков. Внутренние распри или “бряцание оружием”? Радио Озоди, (14. 02. 2022), https://rus.ozodi.org/a/31702943.html
Фируз Искандар, Барот Юсуфи. МИД: Позиция Таджикистана в отношении «Талибан» остается неизменной. Радио Озоди, (02. 02. 2022), https://rus.ozodi.org/a/31683488.html
Хакимов Умед. Зачем нужен пояс безопасности вокруг Афганистана? CABAR.asia (21. 01. 2022) https://cabar.asia/ru/zachem-nuzhen-poyas-bezopasnosti-vokrug-afganistana
[1] Анализ общественного мнения был проведен на основе серии интервью с экспертами и ключевыми лицами в приграничных с Афганистаном районах РТ в ноябре – январе 2021-2022 г., проведенных автором.
Музаффар А. Олимов – профессор кафедры зарубежного регионоведения факультета международных отношений Национального университета Республики Таджикистан. Автор более 200 работ о современных политических процессах в постсоветском Таджикистане и Центральной Азии.